«Метриум»: Не все гаджеты одинаковы полезны

Опыт использования систем умного дома есть у каждого четвертого россиянина, по данным ВЦИОМ. Только за 2024 год в РФ было продано 5,2 млн умных колонок на 43,5 млрд рублей.

Опыт использования систем умного дома есть у каждого четвертого россиянина, по данным ВЦИОМ. Только за 2024 год в РФ было продано 5,2 млн умных колонок на 43,5 млрд рублей. Вместе с тем активная практика применения умного дома за последние годы выявила малоэффективные и невостребованные элементы и технологии умного дома. О них рассказывают эксперты компании «Метриум».

Голосовое управление для всего подряд

Хотя голосовые ассистенты популярны, их использование часто ограничивается простыми командами («включи музыку», «какая погода»). Попытки управлять сложными сценариями или системами безопасности голосом часто приводят к ошибкам, задержкам и раздражению самих пользователей. Дело в том, что все команды распознает не сама колонка, а облачный сервис. Колонка «слышит» команду, отправляет ее в «облако», где ее распознает искусственный интеллект, превращает команду в текст и отправляет ее «мозгу» умного дома (тоже в «облако»), откуда команда поступает центральному контроллеру «умного дома», а тот, например, замыкает нужное реле, чтобы включился свет. Соответственно, чем сложнее команда, тем больше риска, что она не пройдет эффективно через все эти этапы. Помимо этого, колонка должна постоянно в фоновом режиме «слушать» все, что происходит в помещении, что вызывает вопросы к информационной безопасности чувствительных к ней пользователей.

Дешевые беспроводные датчики в больших домах

Речь идет о ключевых «органах чувств» умного дома – датчиках движения, открытия дверей/окон, температуры, влажности и протечек, но в их беспроводном, потребительском исполнении. Эти датчики популярны благодаря простоте монтажа, так как они не требуют проводов. Работают они на батарейках по протоколам связи Zigbee, Z-Wave или Wi-Fi. Проблема в том, что эти технологии были разработаны для небольших квартир, и в условиях больших домов премиум-класса с толстыми бетонными стенами, несколькими этажами и множеством потенциальных источников радиопомех они могут работать нестабильно.

«Умные датчики – потенциально очень полезный механизм для жилых проектов, – говорит Яна Сосорева, директор по стратегическому развитию «Град Девелопмент» (девелопер премиального жилого комплекса «АЙС ТАУЭРС»). – Проблемы с функциональностью подобных систем обусловлены исключительно экономией ряда девелоперов. Вместе с тем сегодня на рынке представлены системы, эффективно работающие на любом этаже, включая подземные уровни, независимо от толщины стен и качества сигнала стационарного интернета в локации. Например, в нашем премиальном комплексе «АЙС ТАУЭРС» предусмотрены видеодомофоны, датчики протечек, бесшовная сотовая связь, интеллектуальные контроль за расходом ресурсов, фанкойлы, встроенные конвекторы. Все эти устройства почти незаметны, просты в управлении, имеют длительный гарантийный срок и значительно повышают уровень комфорта в проекте».

«Умные» холодильники, чайники, кофемашины

На рынке масса устройств сейчас оснащается модулями интеграции в «умный дом» – от кофемашин и мультиварок до стиральных машин и холодильников. На практике большинство «умных» функций бытовой техники остаются невостребованными. Основная проблема в том, что все они еще требуют физического участия владельца в их функционале. Мало кто заранее заполняет кофемашину, чтобы запустить ее удаленно. В устройстве может кончиться вода. Умный холодильник нужно заполнять продуктами, умную стиральную машину – загружать бельем. Проще нажать кнопку, находясь рядом. Функционал таких устройств часто ограничен и не стоит переплаты.

«Многие девелоперы предлагают клиентам не отдельные гаджеты, а полноценную цифровую среду, – отмечает Кристина Недря, директор коммерческого управления STONE (девелопер ЖК STONE Sokolniki, STONE Rise, STONE Grain). – Все чаще в комплексах бизнес-класса предусмотрены многофункциональные мобильные приложения для жителей. С помощью смартфона собственники и арендаторы квартир могут оплачивать коммунальные или иные услуги, например, заряд электромобиля, заказывать пропуска для гостей и курьеров, получать доступ к видеонаблюдению, чтобы спокойно отпустить ребенка одного на детскую площадку. Помимо этого, через приложения можно связаться с представителем управляющей компании или сформировать чат с соседями для решения бытовых вопросов. Такие решения, в частности, применяются в наших проектах бизнес+ STONE Sokolniki, STONE Rise, STONE Grain».

Бесконечные уведомления

На этапе продажи неопытный интегратор или маркетолог преподносят информативность умного дома как ключевое преимущество: «Вы будете знать абсолютно всё, что происходит в вашем доме в режиме 24/7». На практике эта концепция проваливается из-за психологического эффекта: пользователь видит много информационного шума (сработал датчик движения в его отсутствие, изменилась температура помещения и т. п.). Затем владелец жилья становится невосприимчивым к сигналам или вовсе отключает уведомления, и в этот момент может пропустить что-то важное («зафиксирована протечка воды»).

«Сегодня в столичных новостройках все чаще предусмотрено разделение интеллектуальных систем на «умный дом» и «умную квартиру», – рассказывает Жанна Махова, заместитель гендиректора по продукту и развитию MR. – Это позволяет распространить полезные опции в пределах всего проекта, при этом избегая избыточных функций. «Умный дом» включает бесконтактный доступ в дом, систему видеонаблюдения, высокоскоростную сеть Wi-Fi. В свою очередь, «умная квартира» обеспечивает удаленное отключение света и перекрытие воды, управление температурой и влажностью, различные сценарии освещения. То есть только все самое необходимое с легким управлением через гаджет.

В 2025 году компания MR запустила пилотный проект с «Яндексом», интегрировав в многофункциональный комплекс SLAVA голосовой помощник «Алиса». Использование этой системы значительно повышает эффективность «умного дома» и «умных квартир» в рамках проекта. По сути, с ведущим IT-гигантом страны MR формируем единый цифровой контур SLAVA и намерены распространить этот опыт на другие проекты».

Управление каждым светильником по отдельности

Другая проблема систем умного дома – избыточное дробление управления светом. На практике владельцы используют сценарии или объединяют светильники в группы, а не регулируют каждую лампочку индивидуально. Однако в достаточно больших квартирах со сложным дизайном (частью которого, безусловно, становится освещение) даже разделение световых устройств на группы не упрощает управления, так как групп тоже становится слишком много.

Автоматическое открытие/закрытие окон

Проблема с автоматизацией окон состоит не столько в самой системе умного дома, сколько в механической реализации этой функции. Для каждого типа окна (распашные, откидные и т.п.) нужен свой тип привода, причем довольно громоздкий. Электроприводы для управления тяжелыми окнами часто бывают шумными и выглядят чужеродно в интерьере. Климат также не друг таким системам: например, после ночного ледяного дождя окна могут примерзать к рамам, что со временем выводит из строя привод.

Умные весы, зубные щетки, мусорные ведра

Эти гаджеты редко интегрируются в единую систему умного дома. Они подключаются по Bluetooth или Wi-Fi не к центральному контроллеру умного дома (например, на базе KNX), а напрямую к смартфону и в собственное облачное приложение производителя. Затем их «умные» функции (анализ состава тела, качества чистки зубов) используются несколько раз из любопытства, но конкретной связи с умном домом у них нет – весы не могут заблокировать холодильник, если пользователь поправится на килограмм. Фактически большинство таких устройств с приставкой «ИИ» представляют собой маркетинговую уловку, нежели реально полезный элемент умного дома.

Умные лампочки с миллионами цветов (RGB)

Умные лампочки с RGB – это фактически автономные гаджеты, представляющие собой обычную лампочку со встроенным Wi-Fi/Bluetooth модулем и разноцветными светодиодами (Red, Green, Blue). Их ставят как простую точку входа в мир «умного» света без сложного ремонта. Как правило, пользователей привлекает возможность легко менять цвет освещения в комнате через приложение на смартфоне для создания особой атмосферы под настроение или для вечеринки. Их главные проблемы – низкая надежность из-за зависимости от нестабильного Wi-Fi и сторонних облачных сервисов, а также крайне низкое качество белого света. Такие устройства быстро превращаются в «игрушку», с которой наигрались и перестали.

Системы, полностью зависимые от облачных сервисов

Следующая особенность систем «умного дома» представляет собой не столько минус, сколько их неизбежную уязвимость, с которой нужно считаться. Большинство устройств категории масс-маркета построена так, что «мозг», принимающий решения, физически находится не в доме, а на удаленном сервере производителя где-то в интернете. Это делает систему уязвимой сразу по двум фронтам. Во-первых, любое отключение интернета – из-за аварии у провайдера или плановых работ – полностью парализует умный дом на месте. Во-вторых, пользователь становится заложником конкретного производителя: если компания обанкротится, решит прекратить поддержку старой линейки устройств или просто столкнется с техническим сбоем, вся дорогостоящая система рискует одномоментно превратиться в бесполезный набор «кирпичей».

Система, спроектированная для «идеального пользователя»

На этапе проектирования система создается под одного конкретного человека – как правило, главу семьи, который является заказчиком и основным пользователем. Интерфейсы, сценарии и логика работы затачиваются под его привычки, его смартфон, его понимание технологий. Между тем дом – живая экосистема, в которой взаимодействуют люди с совершенно разным уровнем технической грамотности. Сложная или слишком кастомизированная система становится враждебной для других членов семьи (например, пожилых или детей), для гостей и домашнего персонала. Даже домашние животные, неверно интерпретируемые датчиками, могут вызывать сбои в логике работы сценариев.

«Если обобщить опыт использования переоцененных технологий можно выделить некоторые общие черты, которые их отличают от других функций умного дома, – резюмирует Руслан Сырцов, управляющий директор компании «Метриум». – Первый красный флаг – узкая функциональность устройства. Попытка сделать умными относительно простые домашние приспособления оборачивается тем, что пользователь постепенно возвращается к ручным методам управления просто в силу привычки и удобства. Второй красный флаг – механика. Если для выполнения той или иной команды умному дому нужно что-то приводить в движение, то с высокой вероятностью такая система становится уязвимой перед надежностью и долговечностью механических, электрических устройств. Третий риск – голосовое управление. Безусловно, это во многом удобный способ взаимодействовать с экосистемой, но распространять его на сложные функции или отдельные гаджеты рискованно. Поэтому главный совет для тех, кто планирует установку умного дома: начните не с вопроса “Какие гаджеты я могу купить?”, а с вопроса “Какие мои ежедневные рутинные задачи эта система может взять на себя незаметно и безотказно?”».

фото: «Метриум»: Не все гаджеты одинаковы полезны

Комментариев пока нет.

Leave a Reply