Миф1. «Контактные линзы вредны для глаз»
Пояснение: При правильном подборе, гигиене и регулярном контроле у офтальмолога контактные линзы безопасны. Большинство осложнений связано не с самими линзами, а с нарушением правил использования — «перенашиванием», сном в дневных линзах и несоблюдением гигиены. Современные силикон-гидрогелевые линзы обеспечивают высокую кислородопроницаемость, что делает их комфортными и безопасными для длительного дневного ношения. Гидрогелевые линзы создаются из биосовместимых материалов, хорошо переносятся детьми и используются, в том числе, в линзах для контроля миопии, где важна оптическая конструкция и высокая гигиеничность, а не максимальная кислородная проницаемость. Дополнительную безопасность обеспечивает «умная» гигиеничная упаковка, которая минимизирует контакт пальцев с поверхностью линзы и снижает риск микробного загрязнения.
Миф 2: «Яркие игрушки над кроваткой — самый простой способ ускорить развитие зрения малыша».
Пояснение: Это одно из самых распространенных заблуждений. Постоянно висящие прямо перед глазами ребенка погремушки (особенно длительно и на расстоянии 20-30 см) могут провоцировать развитие сходящегося косоглазия и нарушение работы глазных мышц.
Офтальмологи не рекомендуют надолго оставлять игрушки прямо над головой ребёнка. Их лучше размещать сбоку или на расстоянии вытянутой руки (40–50 см), чтобы стимулировать естественные движения глаз. И важно периодически убирать подвесные игрушки, давая малышу возможность переключать взгляд на более дальние объекты и тренировать аккомодацию. Развитие зрения обеспечивает нормальное освещение, общение, свободные движения глаз и дозированная зрительная стимуляция — а не постоянное присутствие ярких игрушек над кроваткой.
Миф 3: «Проблемы со зрением ребенок «перерастет»
Пояснение: Часть физиологических особенностей действительно меняется с возрастом (например, лёгкая дальнозоркость у малышей), но высокая дальнозоркость, близорукость, астигматизм, косоглазие или амблиопия самостоятельно не проходят. Напротив, промедление может привести к стойкому снижению зрения. Раннее обращение к офтальмологу — лучший способ сохранить зрительные функции.
Миф 4: «Черника и морковь — панацея для острого зрения»
Пояснение: Эти продукты полезны, но они не лечат близорукость, не улучшают остроту зрения и не останавливают прогрессирование миопии. Витамины A и C нужны для здоровья сетчатки и обменных процессов, но их достаточно получить из обычного рациона. Это миф, отвлекающий от реально эффективных мер. Намного важнее сбалансированное питание, богатое лютеином и омега-3 кислотами. «Чудодейственных» ягод или овощей, которые восстановят зрение, не существует.
Миф 5: «Ношение очков ухудшает зрение»
Пояснение: Это классическое и очень вредное заблуждение. Очки создают наилучшие условия для четкого зрения и правильного развития зрительного анализатора в головном мозге. Отказ от коррекции приводит к постоянному перенапряжению глаз при дальнозоркости и ослаблению работы аккомодации при близорукости и может усугублять проблему. Своевременная коррекция зрения очками является профилактикой развития амблиопии, косоглазия и прогрессии миопии, помогает ребёнку полноценно видеть, снижает утомляемость и напрямую улучшает его возможности в обучении.
Миф 6: «Контактные линзы противопоказаны детям раннего возраста»
Пояснение: Современная офтальмология опровергает этот миф. Детям линзы не только не противопоказаны, но в некоторых случаях являются единственным способом эффективной коррекции (например, при высокой миопии, афакии после удаления врожденной катаракты или при большой разнице в зрении между глазами). Вопрос не в возрасте, а в показаниях и возможности ухода за линзами со стороны родителей, а их назначение должно быть строго медицинским и под постоянным наблюдением.
Ведущие российские детские офтальмологи успешно применяют контактную коррекцию, в том числе мягкие контактные линзы, у детей с первого года жизни. Это позволяет обеспечить правильное развитие зрительной системы в самых сложных случаях.
Миф 7: «При близорукости ребёнку лучше давать неполную коррекцию, чтобы глаза работали»
Пояснение: Это одно из самых устойчивых заблуждений, которое долгое время существовало даже среди некоторых специалистов. Противники полной коррекции считали, что, если дать ребёнку очки со 100% зрением, глаз «перестанет работать». Но под этой «работой» подразумевается аккомодация — способность глаза переводить фокус с дальних предметов на ближние. И тренировка аккомодации как раз лучше всего осуществляется при полной, правильной коррекции, когда изображение удаленных объектов чётко проецируется на сетчатку.
При неполной коррекции ребёнок всё время видит размыто, что может даже ускорять прогрессирование миопии, приводит к зрительному утомлению, головным болям и снижению успеваемости в школе.
По современным представлениям, важно обеспечить правильный фокус — на центральной зоне сетчатки, а не перед ней. А «работает» зрительная система благодаря нормальной аккомодации и правильному зрительному режиму: смене фокусов «даль–близь» и достаточному времени на улице.
Исследования, проведенные в ФГБУ «НМИЦ ГБ им. Гельмгольца» Минздрава России, подтверждают, что полная и адекватная коррекция миопии является обязательным условием для создания четкой фокусировки на сетчатке, которая необходима для правильного развития зрительной системы и контроля над прогрессированием близорукости. Современный российский клинический протокол ведения детей с миопией указывает на важность назначения коррекции, обеспечивающей максимально высокую остроту зрения (1.0 или 100%).
Миф 8 «Миопия увеличилась, потому что ребёнок сильно вырос»
Пояснение: Рост ребёнка сам по себе не вызывает ухудшения зрения. При прогрессирующей миопии увеличение длины глаза — это не «нормальный рост органа», а растяжение склеры, специфичное именно для близорукости. У детей и подростков с дальнозоркостью таких изменений в тот же возрастной период не происходит. Поэтому удлинение глаза — не просто сопутствующий симптом, а признак ухудшения состояния, который повышает риск будущих осложнений.
Именно поэтому такие дети нуждаются в регулярном наблюдении у офтальмолога и в мерах, направленных на замедление прогрессирования миопии.
Миф 9 — «зарядка для глаз или специальные упражнения вылечат близорукость»
Пояснение: массовые исследования и мета-анализы показывают, что «гимнастика для глаз» даёт мало или совсем не даёт эффекта в плане замедления прогрессирования миопии. Однако упражнения полезны для снятия напряжения аккомодации и улучшения самочувствия, но не заменяют медицинских методов контроля миопии.
Что действительно важно для здоровья детских глаз?
Главный вывод заключается в том, что забота о зрении ребенка — это система, а не следование отдельным советам. Краеугольные камни этой системы:
- Регулярные осмотры у офтальмолога — первый визит рекомендуется в 1 месяц, 6 мес, затем — в 1 год, 3 года, 6 и 7 лет. С началом школьных занятий посещать врача стоит ежегодно.
- Доверие к специалисту — только врач может диагностировать проблему и назначить адекватное лечение, будь то очки, аппаратные методики или, в отдельных случаях, хирургическое вмешательство.
- Сбалансированный образ жизни — который включает в себя контроль зрительных нагрузок, правильное питание и, что доказано, прогулки при дневном свете.
Учитывая, что мифы не лежат в основе научных исследований косвенные подтверждения пояснений к представленным мифам специалисты могут почерпнуть в представленных источниках.
Лещенко, И.А., Лобанова, И.В., Рыбакова, Е.Г. (2016). Показания к подбору контактных линз у детей и подростков. Российская детская офтальмология, № 3.
Министерство здравоохранения РФ. (2024). Клинические рекомендации «Миопия». Москва. URL: https://base.garant.ru/410566384/
— Асташева И.Б. Павлова Т.В. Лобанова И.В. (2005). Особенности контактной коррекции у детей с афакией. Вестник офтальмологии, № 5, том 121, с. 46–48.
— Сидоренко Е.И., Павлова Т.В., Лобанова И.В.(2007). Контактная коррекция в реабилитации детей с разными видами односторонней афакии. Российская педиатрическая офтальмология, № 3, с. 23–24.
— Павлова Т.В. Лобанова И.В. (2009). Профилактика амблиопии и косоглазия у детей с анизометропией и аномалиями рефракции с применением контактной коррекции в раннем возрасте. Сборник статей VIII Всероссийской науч.-практ. конференции «Федоровские чтения», Москва, с. 48–49.
— Павлова Т.В. (2013). Силикон-гидрогелевые линзы Biofinity в комплексном лечении больных с проникающими ранениями глаз у детей. Российская детская офтальмология, № 4, с. 18–22.
— Павлова Т.В., Асташева И.Б., Безенина Е.В. (2017). Случай диагностики высокой гиперметропии с аккомодационными нарушениями у ребенка с врожденной спондилоэпифизарной дисплазией. Российская детская офтальмология, № 4.
Сидоренко, Е.И., Гусева, М.Р., Обрубов, С.А., Павлова, Т.В., Асташева, И.Б., Обрубов, А.С., Сидоренко, Е.Е. и др. (2021). Патология глазодвигательного аппарата. Москва: Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова. УДК: 617.7(075.8) Что-то можно найти в иностранной литературе.
Где российской доказательной базы фактически нет
1. Прямых исследований, демонстрирующих, что подвешенные яркие игрушки над кроваткой приводят к косоглазию, нарушениям аккомодации или другим дефектам
2. Научных работ, которые доказывали бы, что нутриционными факторами (например, морковь, черника) можно замедлить прогрессирование миопии — также нет. В российской литературе такие тезисы распространены лишь в популярных статьях и комментариях, а не в доказательных исследованиях.
Татьяна Вячеславовна Павлова, кандидат медицинских наук, доцент кафедры офтальмологии Института материнства и детства Пироговский Университет Минздрава России
Пироговский Университет – флагман медицинского образования в России
Пироговский Университет – это один из самых престижных медицинских вузов страны, где готовят высококвалифицированных специалистов для системы здравоохранения России. В нем успешно сочетаются передовые научные исследования, инновационные разработки и богатые традиции медицинского образования.
Преподаватели университета – это эксперты, увлечённые своей профессией и стремящиеся к развитию медицины. В 2024 году вуз стал участником программы «Приоритет 2030», представив три стратегических проекта: «Иммуномедицина», «Генотерапия» и «Нейротрофика». Эти направления не только отвечают на актуальные вызовы науки, но и определяют её будущее.
Сегодня в стенах университета создаются прорывные технологии и препараты для борьбы с тяжёлыми и редкими болезнями. Особый фокус – на персонализированной медицине, включая генную терапию, которая меняет подходы к лечению пациентов.
— Сергей Анатольевич Лукьянов, ректор Пироговского Университета, подчёркивает:
«Наш университет активно развивается благодаря научным достижениям, стратегическим инициативам и высочайшему уровню подготовки студентов. Мы укрепляем свои позиции в российских и международных рейтингах, создавая медицину будущего и воспитывая врачей нового поколения – компетентных, инициативных и социально ответственных».
— Георгий Гивиевич Надарейшвили, первый проректор – проректор по стратегическому развитию Пироговского Университета, отмечает:
«Пироговский Университет, как и другие топовые медицинские вузы, служит двигателем инноваций. Мы разрабатываем технологии, меняющие подходы к лечению и внедряемые в клиническую практику. Современная медицина развивается стремительно, и мы – активные участники этого процесса».
— Владислава Сергеевна Белякова, проректор по молодёжной политике Пироговского Университета, добавляет:
«Выбор медицинской профессии требует осознанности и готовности к постоянному росту. Важно не только осваивать теорию, но и развивать soft skills: работать в команде, выдерживать нагрузки. Для этого в университете есть все возможности – от спортивных и творческих секций до научных клубов и волонтёрских программ, помогающих студентам раскрыть свои таланты».
Пироговский Университет остаётся центром притяжения для будущих врачей и исследователей, прокладывая путь в новую эру медицины.
Больше новостей лучшего медицинского университета читайте в телеграм-канале: https://t.me/daily_2med
Комментариев пока нет.
