Станислав Свириденко раскрыл детали: что делать, если вы перевели деньги мошенникам

Что делать, если вы перевели деньги мошенникам

Финансовое мошенничество становится всё изощреннее, но шансы вернуть украденные деньги есть. О ключевых правилах действий в такой ситуации и условиях, при которых банк обязан возместить ущерб, рассказал Станислав Свириденко, руководитель юридической компании «Правбюро», эксперт в области финансовой грамотности.

фото: Станислав Свириденко раскрыл детали: что делать, если вы перевели деньги мошенникам

Что делать, если перевел деньги мошенникам?

С 2024 года в нашей стране начали действовать поправки в федеральный закон, которые расширяют ответственность банков в вопросах финансовой безопасности их клиентов. Если кратко — банки обязаны в течение 30 календарных дней вернуть средства, которые мошенники украли у клиента банка, по его заявлению. Но, как и везде, здесь есть свои нюансы: ответственность не всегда возлагается исключительно на банк.

Когда несет ответственность банк:

В том случае, если он сам допустил ошибку или имела место халатность, например:

  • Счет, на который клиент перевел деньги, уже был в базе ЦБ, где содержатся сведения о подозрительных счетах. То есть банк не сверил данные и вовремя не заблокировал операцию: в итоге деньги клиента ушли мошенникам.
  • Не было уведомления о подозрительной операции. Банк не оповестил клиента пушем/уведомлением/сообщением о том, что считает конкретный перевод подозрительным и есть вероятность, что он был совершен без участия владельца счета.
  • Если клиент потерял карту или обнаружил, что ею воспользовались без его согласия, банк обязан возместить средства при условии, что клиент незамедлительно уведомил об этом банк.

«Если банк не смог доказать, что клиент сам нарушил правила безопасности, или допустил перевод на «сомнительный» счет, он обязан вернуть клиенту всю украденную сумму. Срок возврата может вырасти до 60 дней, если деньги ушли на зарубежный счет», —отмечает Станислав Свириденко.

Главная сложность начинается там, где речь заходит о приемах социальной инженерии или дропперах. Мошенники сильно прокачались в умении обманывать граждан, используют манипуляции, угрозы и прихотрюки, часто выдают себя за представителей госорганов, подменяют номера банков, используют тактику запугивания блокировкой счетов, а также фишинговые сайты или вредоносное ПО.

И здесь важный момент: если человек самостоятельно перевел деньги на «безопасный» счет мошенников или сообщил им конфиденциальные данные своих счетов (коды из СМС, пароли), процедура возврата средств значительно усложняется. То же касается и схем с участием дропперов: отследить всю цепочку переводов бывает сложно. Но уже появились случаи, когда банк договаривается с дропперами о добровольном возврате украденных средств — часто люди все же осознают последствия преступления и идут на контакт.

В последнее время способы защиты клиентов у банков постоянно совершенствуется. Массово внедряют «тревожные кнопки» для мгновенного уведомления о мошенничестве. Также ввели «период охлаждения» для кредитов и займов.

Как он работает:

Это временная пауза перед выдачей заемных средств, в течение которой клиент может отказаться от займа без финансовых потерь. Проценты начисляться не будут.

  1. На что распространяется: Потребкредиты, займы.
  2. Сроки ожидания:
  3. Сумма от 50 до 200 тыс. руб. — 4 часа.
  4. Сумма свыше 200 тыс. руб. — 48 часов.
  5. Исключения: кредиты/займы до 50 тыс. руб., ипотека, образовательные кредиты, автокредиты (если деньги идут напрямую продавцу), рефинансирование без увеличения суммы долга, а также кредиты с участием созаемщиков или поручителей.

Что делать пострадавшему, чтобы доказать правонарушение?

Важно действовать максимально быстро, чтобы, во-первых, повысить шансы на возврат денег, во-вторых — быстрее обнаружить следы мошенников и предотвратить другие преступления.

1. Позвоните в свой банк, чтобы заблокировать карту и сообщить о мошенничестве. Напишите заявление (претензия о возврате незаконно списанных средств) и подайте его не позднее дня, следующего за днем получения уведомления о списании (обратите внимание — не в течение суток!). Укажите реквизиты счета, точное время и обстоятельства преступления, сумму ущерба,потребуйте провести возврат средств и расследование. Подайте его лично (лучше в 2 экземплярах, по одному для вас и банка) в отделении банка или через онлайн-банк.

3. Сразу после обращения в банк необходимо как можно быстрее заявить о происшествии в полицию — это можно сделать онлайн или в районном отделении по месту жительства. Опишите всю хронологию событий. Приложите выписки из банка, скриншоты переписок и другие доказательства.

4. Если речь идет о крупном хищении, сообщите об этом в Банк России. Если ваш банк откажется возместить ущерб, пострадавший имеет право обратиться в суд.

Станислав Свириденко – руководитель юридической компании «Правбюро», эксперт в области финансовой грамотности.

Комментариев пока нет.

Leave a Reply