Профессорский форум-2025: академическое сообщество сформировало повестку для развития образования и науки

В Москве завершил работу VIII Профессорский форум – одно из ключевых отраслевых событие года в рамках Десятилетия науки и технологий

фото: Профессорский форум-2025: академическое сообщество сформировало повестку для развития образования и науки

© Российское профессорское собрание

На три дня мероприятие стало центральной площадкой для выработки решений по широкому кругу вопросов: от реформы высшей школы и платного образования до внедрения искусственного интеллекта и развития международного научного партнерства. Участниками форума стали более 1500 лидеров научной сферы: ведущих профессоров, ректоров, представителей законодательной и исполнительной власти, общественности, а также бизнес-сообщества.

«Профессорский форум подтвердил наш общий стратегический курс: мало вооружить студента знаниями — необходимо помочь ему найти собственный путь, сформировать гражданское сознание. Принципиально важно, что преподавательское сообщество активно обновляется. Сегодня более четверти наших педагогов — это молодые учёные, готовые вкладывать энергию в воспитание новых поколений. Для создания достойных условий мы продолжаем реализацию флагманских программ «Приоритет-2030», «Передовые инженерные школы» и строительство кампусов. Преподаватели — это опора системы высшего образования, те, кто в аудиториях и лабораториях создаёт будущее страны», – отметил Валерий Фальков, министр науки и высшего образования Российской Федерации.

По итогам форума традиционно готовятся рекомендации для органов государственной и исполнительной власти, университетов и научных организаций по вопросам, обсуждаемых на форуме, среди них: новая модель оценки качества образовательных программ высшего образования, критерии для проведения аккредитационного мониторинга, повышение роли профессионально-общественной аккредитации и НОКПО.

В частности, были разработаны рекомендации для органов государственной власти, местного самоуправления, университетов и научных организаций по следующим вопросам:

  • об ускоренной профессионализации и усилении практической составляющей учебных курсов;
  • о возобновлении «привязки» выпускников высшей школы к конкретной квалификации, а также по обновлению Национальной рамки квалификаций, которая должна быть более дифференцированной и привязанной к отраслевым требованиям;
  • о необходимости конвертации знаний, полученных студентами, в продукты и технологии, интеграции вузов с организациями реального сектора экономики;
  • Учитывая, что значительная доля работодателей выражает недовольство качеством профессиональной подготовки молодежи в отраслевых вузах, делегаты указали на необходимость акцентирования программ обучения на подготовку к более сложным (по отношению к организациям СПО) видам деятельности выпускников;
  • Сформирована новая модель оценки качества образовательных программ высшего образования;
  • Разработаны новые критерии для проведения аккредитационного мониторинга с учетом предложений Рособрнадзора по совершенствованию системы мониторинга качества образования.

Внесены уточнения и дополнения в:

  • механизм охраны интеллектуальной собственности в условиях экономических ограничений;
  • существующий опыт межведомственного взаимодействия образовательных организаций в интересах обеспечения безопасности РФ;
  • содержание образовательных программ РФ в области математики и искусственного интеллекта;
  • механизм защиты чести и достоинства педагогических работников.
  • обращено внимание на необходимость более тесного сотрудничества университетов с региональными научными центрами РАО по актуальной проблематике.

«Форум стал не просто дискуссионной площадкой, а настоящей фабрикой решений. Мы сконцентрировались на самых острых темах — от интеграции искусственного интеллекта в аудиториях до выстраивания прочных связей между наукой и промышленностью. Все выработанные рекомендации будут направлены в органы власти для практической реализации», — подчеркнул Владислав Гриб, председатель Российского профессорского собрания, заместитель секретаря Общественной палаты Российской Федерации.

На протяжении трех дней работы форум предложил насыщенную программу, включающую тематические и научно-отраслевые секции, где ведущие вузы страны представили свои наработки в области педагогики, юриспруденции, экономики, естественных и технических наук.

В работе форума приняли участие ключевые фигуры образовательной и научной политики: заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Николаевич Чернышенко, министр науки и высшего образования Валерий Николаевич Фальков, руководитель Рособрнадзора Анзор Ахмедович Музаев, сенатор, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Салаватовна Гумерова, председатель комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Владимирович Кабышев, и другие.

В рамках форума были подведены итоги общенациональной премии Российского профессорского собрания. Звания «Ректор года», «Декан года» и «Профессор года» удостоились более 120 представителей университетов со всей России. Сразу несколько вузов отличились высокой концентрацией лауреатов. Среди них — Волгоградский государственный университет, Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина, Кубанский государственный университет, Национальный исследовательский Томский государственный университет.

Справочно:

О Российском профессорском собрании (РПС): Общероссийская общественная организация, объединяющая более 6000 профессоров из 500 вузов страны. Основные цели РПС – поддержка академических свобод, развитие науки и образования, консолидация профессорско-преподавательского состава и выработка экспертных предложений для органов власти.

Организаторы форума:

​​Общероссийская общественная организация «Российское Профессорское Собрание» при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.

Комментариев пока нет.

Leave a Reply