18 ноября исполнительный директор Ассоциации «Инфарма» Вадим Кукава принял участие в заседании Комиссии Генерального совета Партии по здравоохранению, посвящённом теме «Инновационные препараты в системе здравоохранения: обеспечение пациентского доступа и достижение целей нацпроектов через совершенствование лекарственных перечней».
В мероприятии также участвовали Нижегородцев Тимофей Витальевич, Заместитель руководителя ФАС Российской Федерации, Глаголев Сергей Владимирович, Заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации, Галкин Дмитрий Сергеевич, директор департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, а также другие члены экспертного сообщества и профильных ассоциаций.
В своём выступлении он отметил, что в последние годы Минздрав России и профильные комиссии проделали значительную работу по расширению перечней и включению инновационных препаратов. Тем не менее для дальнейшего повышения эффективности системы процедуры требуют совершенствования.
Эксперт привёл в пример заседание профильной Комиссии Минздрава в августе 2025 года, где из 23 рассмотренных ЛП было одобрено лишь 8, в то время как 15 (более 60%) получили отказ.
По его мнению, такой высокий процент отклонений ставит под сомнение готовность системы здравоохранения внедрять инновационные решения.
«Многие из отклоненных препаратов могли бы снизить нагрузку на систему здравоохранения, позволив перераспределить средства на расширение охвата пациентов и внедрение дополнительных опций терапии. Отказ от включения инновационных лекарственных препаратов лишает пациентов доступа к современному лечению и препятствует оптимизации бюджетных расходов», – отметил Вадим Кукава.
Среди существующих проблем спикер назвал рассмотрение препаратов компаний, которые изначально не были включены в повестку заседания. Такое участие законодательно не предусмотрено, а заявления о снижении цен не отражаются в протоколах и не носят обязательного характера. Он также указал на отсутствие прозрачности решений комиссии и на недостатки действующей методики оценки фармакоэкономической эффективности: в ряде случаев сравнения проводились с некорректными параметрами дозирования, длительностью терапии или с использованием схем лечения, неприемлемых для сопоставления.
«Несмотря на закреплённые в Постановлении № 871 правила формирования перечней ЖНВЛП и ВЗН, комиссия нередко принимает отрицательные решения в отношении лекарственных препаратов, которые в полной мере соответствуют установленным требованиям, ссылаясь на «комплекс факторов». При этом не учитывается методология правил формирования перечней, по крайней мере, не отражается их мотивационная роль для решений комиссии», – отметил Вадим Кукава.
Для устранения выявленных проблем он предложил комплекс решений, например, повышение открытости работы комиссий, подключение общественных организаций к контролю процессов, разделение клинической и экономической экспертиз, формирование чёткого регламента публикации разъяснений по итогам решений. Кроме того, он подчеркнул необходимость запретить участие в заседаниях компаний, которые не подавали официальные заявки, чтобы исключить риски превращения заседаний в площадку для ценовой конкуренции, а также принимать решения только на основе данных о зарегистрированных препаратах и их оценки по правилам, предусмотренным Постановлением №871.
По мнению эксперта, модернизация процедур формирования лекарственных перечней на основе научных критериев и прозрачных механизмов принятия решений позволит повысить эффективность системы здравоохранения и обеспечит пациентам своевременный доступ к инновационным препаратам.
Комментариев пока нет.
